Самолет связи Ан-14 «Пчелка» 

Основное назначение самолета — оперативное средство связи при доставке письменных распоряжений, приказов, директив. Может быть использован в качестве воздушного командного пункта.

Ан-14 способен совершать взлет и посадку на аэродромы с травяным покрытием с малым разбегом и пробегом за счет мощной механизации крыла.

МОДИФИКАЦИИ Создан вариант для сельскохозяйственной авиации, оборудованный баком для химикатов емкостью 1000 л.

РАЗМЕРЫ. 
размах крыльев 21,99 м;
длина 11,32 м;
высота 4,63 м;
площадь крыла 41,0 кв. м.

ЧИСЛО МЕСТ. 
Экипаж 1-2 человека;
Пассажиров 4-6 человек.

ДВИГАТЕЛИ. На самолете Ан-14 установлены два поршневых двигателя АИ-14РФ (2х220кВт/2х300 л.с.).

МАССЫ И НАГРУЗКИ. 
Максимальная взлетная масса 3600 кг;
Полезная нагрузка 720 кг.

ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. 
максимальная cкорость 190 км/ч;
крейсерская cкорость 175 км/ч;
посадочная скорость 85 км/ч;
дальность полета с максимальной полезной нагрузкой 470 км;
максимальная дальность 680 км:
длина разбега (ВПП с травяным покрытием) 90 м;
длина пробега (ВПП с травяным покрытием) 110 м.

ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет оснащен стандартным навигационным и связным оборудованием. Пассажирская кабина рассчитана на размещение шести человек. В штабном варианте в кабине на четыре человека монтируется стол для оперативных карт.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Самолет короткого взлета и посадки с мощной механизацией крыла.

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Поставлялся ВВС СССР и ГДР.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Инициативная разработка самолета короткого взлета и посадки началась в ОКБ им. О. К. Антонова в 1951 г. (первоначально предполагалось создать самолет взлетной массой 2100 кг, с двумя ПД по 260 л. с., способный перевозить четырех человек, с длиной разбега 30 м). В 1956 г. было получено ТЗ на самолет, в соответствии с которым число мест было увеличено до шести. Первый полет первого опытного самолета состоялся в 1958 г. (в ходе испытаний самолет совершал взлет с разбегом 60 м), в 1962 г. были проведены госиспытания. Серийно строился в 1965-1970 гг. на авиазаводе г. Арсеньеве.

Читайте также:  C-80 / самолет местных воздушных линий

Дальнейшим развитием самолета Ан-14 являемся самолет Ан-28, серийно выпускаемый в Польше.

В декабре 1999 года самолет Ан-14 потерпел катастрофу в Приморье, при этом три человека погибли, еще трое получили ранения. Двухмоторный самолет Ан-14 рухнул на лесистый склон сопки. Самолет совершил свой первый и последний после капремонта полет.

Самолет исчез с экранов радаров, вылетев по маршруту Новопокровка — Арсеньев. Самолет, принадлежавший Клубу любителей авиации арсеньевского авиазавода «Прогресс», незадолго до этого вышел из ремонта, и заводские специалисты решили проверить его в деле.

По предварительным данным, Ан-14 попал в снежный заряд на севере Приморья. Как сообщил сотрудник Приморского управления МЧС Петр Чуприн, поиски машины начались только спустя четыре с лишним часа после исчезновения связи, когда расчетный запас топлива закончился. В них принимали участие самолеты и вертолеты ВВС ДВО, МЧС и авиазавода «Прогресс». Однако в первый день они результатов не дали: погода ухудшилась, а с наступлением темноты спасательные вертолеты не смогли продолжать работу. Кроме того, поиски осложнялись тем, что у Ан-14 не было положенного по инструкции радиомаяка, с помощью которого найти его было бы гораздо проще.

Тогда за дело принялись участковые инспектора Дальнереченского района Приморья (около 400 километров к северу от Владивостока). Они опросили жителей ближайших населенных пунктов. В одном из них, селе Хвищевка, нашлись люди, видевшие пролетавший над ними самолет. А воспитательница сельского детсада сообщила, что за ним тянулся шлейф дыма.

Утром вертолет МЧС направился в указанный район. Там в густом лесу он обнаружил зависший на верхушках деревьев в нескольких метрах над землей фюзеляж самолета и трех людей, один из которых махнул рукой спасателям. Приземлиться вертолет не смог. Трое спасателей и врач спустились к месту аварии на тросах.

Читайте также:  Философия техники

Как оказалось, первый пилот Ан-14 Валерий Удалов и два пассажира — специалисты авиазавода «Прогресс» Пирожков и Кораблев — погибли. Второй пилот Виктор Обревко получил сотрясение мозга и перелом правой голени. В тяжелом состоянии находится бортмеханик Александр Кудряшов: у него переломы позвоночника и голени. Раненые, которые провели ночь в лесу при температуре около 5 градусов мороза, доставлены в больницу Арсеньева.

На этом же самолете из Новопокровки собирался вылететь еще один авиатехник «Прогресса», он даже был внесен в полетный список. Однако в последний момент он отказался от полета, решив добраться до Арсеньева на автомобиле.

Рассматривалось несколько версий катастрофы. Но большинство специалистов придерживаются первоначальной: самолет попал в снежный заряд. И хотя он был полностью укомплектован навигационным оборудованием, экипаж не справился с управлением. Потеряв высоту, на скорости около 200 километров в час «пчелка» врезалась в сопку.

РАЗРАБОТЧИК ОКБ им. О. К. Антонова.