Расстрелянный конструктор Калинин и его утраченные возможности

12.11.2013

Ближе к окончанию Второй мировой войны в небе совершили свой первый полет реактивные самолеты. Первыми были «Мессеры», потом британские «Метеоры», потом американские «Фантомы», а еще позже советские «Миги».

В 1958 году английский специализированный авиационный журнал Air Pictorial опубликовал материал по истории развития реактивной авиации. В статье были размещены фотографии разрисованного самолета с громким комментарием: «К12 – Fire Bird – эта машина стала прототипом всех современных сверхзвуковых самолетов». А идея его создания принадлежит известному украинскому авиаконструктору Константину Калинину, который 18 августа 1937 года презентовал на авиационном параде в Тушино свою разработку – самолет-жар-птицу.

Кстати, за показательными полетами новых небольших летательных аппаратов и сейчас очень часто наблюдают опытные конструкторы.

И поскольку изобретения молодых талантов не набирают слишком большую высоту наблюдать за ними можно помощью биноклей. Одной из самых подходящих моделей для данной цели подойдет бинокль-дальномер pulsar expert lrf 8x40, в котором использована оптическая схема Порро-призм 2-го рода. Также в этой модели оптические каналы покрыты корпусом из стеклопластика, а благодаря 5-и степеням яркости прицельной и результатов измерений метки и данные можно считывать даже в условиях плохой видимости.

Но вернемся к невероятным разработкам гениального конструктора Калинина. Еще до создания К12 Константин Алексеевич подарил авиационной отрасли еще много разработок, ставших неоценимым вкладом в ее развитие.

Первый свой самолет Константин Калинин создал еще в период обучения. Его изобретение – самолет К1 мог перевозить троих пассажиров одновременно. Причем двигаться К1 мог со скоростью 160 км/час. После презентации этой разработки начинающего авиаконструктора назначили на должность главного конструктора в авиаремонтной мастерской «Авиазавода имени Раднархоза УССР».

Модернизация К1 стала толчком для создания К2, который уже мог летать на расстояние до 1 тыс. км с четырьмя пассажирами на борту. А уже на базе К2 Константин Калинин создал первый в Союзе санитарный самолет.

К4 стал первым самолетом, преодолевшим рекордное расстояние – эта разработка Калинина пролетела с Москвы до Иркутска, установив тем самым рекорд по самым продолжительным перелетам. Более того, К4 во времена расцвета мировой авиации получил наивысшую награду Международного германского автосалона.

Украинский авиаконструктор создал еще много уникальных самолетов, которые стали прорывом в авиации того времени, и создавал бы и дальше. Но в 1938 году Константин Калинин был расстрелян в Воронежской тюрьме, и цепочка новых изобретений в авиастроительстве прервалась. Хотя кто знает, на каком бы уровне развития была современная авиация, если бы все сложилось по-другому…

20.11.2013
В истории отечественной авиации было много талантливых личностей, изобретения и разработки которых навсегда перевернули самолетостроение не только в странах постсоветского пространства, но и во всем...
28.10.2013
В далеком 1948 году, 28 октября, была создана первая отечественная вертолетная эскадрилья, положившая начало военной авиации как таковой. С тех пор этот день является праздничным для всех тех, кто...