Зачем Америке дороги для дураков? Америка глазами русской провинциалки

19.06.2011

Автомобилизация Америки не просто стопроцентная, а как минимум 200-300-процентная, ибо машину имеет практически каждый взрослый член семьи. И имеет не только потому, что он ХОЧЕТ её иметь, а потому что без неё он становится «невыездным». Пешком там просто не ходят, не принято. Понятие «общественный транспорт» для провинциальных городов еще существует, а в мегаполисах из этого транспорта функционирует, в основном, метро. Пользуется им публика, не имеющая автомобиля, т.е.

, практически самые нижние слои населения. А в небольших городках его нет вообще.

По этой причине водить машину ДОЛЖЕН каждый. Соответственно и дороги, и организация дорожного движения, и доступность автомобилей рассчитаны на самого рядового неподготовленного водителя.

Процесс купли-продажи автомобиля занимает считанные минуты и не требует вмешательства полицейских органов. Владелец автомобиля прямо в регистрационном листке автомобиля (вроде нашего ПТС) своей рукой вписывает имя покупателя, цену продажи и расписывается. Покупателю передается эта бумажка вместе с автомобилем – и всё. Стать владельцем авто можно, практически, не вставая с дивана.

А уже потом новый владелец идет в регистрационную контору (гражданскую, не полицейскую) и регистрирует автомобиль. Основное назначение регистрации – уплата налога. Выдадут квиточек-наклейку на регистрационный номер с указанием даты, когда налог закончится. Просрочите – ваши проблемы, и немаленькие.

Штраф больше самого налога, помимо мороки. Дадут и сам номер – один, задний. Передний никого не волнует, полиция обычно догоняет сзади. Номера в каждом штате разные.

Одинаковый цвет, название и эмблема штата. Поэтому в кино так легко определяют – «да, был тут один с аризонскими номерами». Вообще, номер своему железному другу можно выбрать самому (соблюдения строгих стандартов, кроме размера, для этого не требуется), заказать в жестяной мастерской и гордо разъезжать с вывеской «крейзи рашн», например, над задним бампером. Зачастую такие эксклюзивные номера являются неплохим подарком к какому-нибудь американскому Дню отца. Желательно только убедиться, что этот ваш эксклюзив занесли в базу на автомобиль.

В этой же конторе можно сдать тест на знание ПДД и получить водительские права. Из медицинских параметров проверяется только НАЛИЧИЕ зрения в принципе, этим же клерком в приборчике-окуляре, без всякой медицинской комиссии. Водительские права являются и удостоверением личности, другого удостоверения у американцев, по большей части, нет.

Зарисовка с натуры: около магазина стоит старенький, но ухоженный «фордик» типа нашей «божьей коровки», и хозяйка к нему выходит соответствующая, дама как минимум трижды бальзаковского возраста, с маникюром и прической. Вертикально держится только благодаря товарной тележке.

Я думаю – машину ей подарили на совершеннолетие.

Служитель магазина помогает ей выгрузить покупки. Не без труда дама усаживается за руль – и едет!

Общественный транспорт города с населением 300 тысяч человек представлен автобусами, которые ходят по расписанию (взять его можно в любом магазине). В расписании рейсы автобусов с платформой для инвалидов выделены особо. Маршруты проложены исключительно по прямой, то есть или только север – юг, или только запад – восток. Улицы в городах расположены так же, и большей частью имеют названия штатов или других общеизвестных наименований. Но если ваш маршрут проходит еще по перпендикулярной улице – то с этим же билетом можно сделать пересадку. Автобусный билет имеет двухчасовое действие, в течение этих двух часов можно объехать половину города с пересадками. А если водитель доверяет вашей совести, а она – не главный ваш недостаток, то с этим билетом можно целый день колесить. У многих проездные, это гораздо дешевле, чем без него при ежедневных поездках. А тинэйджеры, так же как и у нас, умеют по одному проездному впятером проехать.

Каждый автобус имеет впереди «бивни» для крепления велосипедов, поэтому велотурист легко превращается в пассажира. Отдельную плату за велосипед не берут. Школьные автобусы – это каста неприкасаемых. Самый суровый штраф – это если вздумаете обогнать автобус, когда он стоит на остановке и выпустил знак «стоп» на проезжую часть. Выезд вереницы школьных автобусов после уроков – ритуал не хуже смены караула в Кремле.

Любой город (а в Америке городом считается все, что у нас именуется поселком) имеет свой автосалон и свою автосвалку. Купить машину не проблема, причем за совершенно любые деньги – можно «Форд» за 500$, а можно и за 50000$. Автосервис встречается на два порядка реже, чем «Макдональдс» (кроме шиномонтажа и автомойки), и услуги очень и очень недешевы. Автомойки на каждом шагу, машины идут сплошным потоком. Я бы сказала, что, по нашим понятиям, здесь, если ездить по городу, грязи взяться неоткуда, и на мойку загоняют вполне чистые машины. Такие они чистюли или указ какой вышел – раз в неделю мыться, а они жуть какие законопослушные? А у нас и грязи побольше, и мойки пореже.

Но там я ни разу не видела на берегу реки Рио-Гранде купающийся автомобиль и сохнущие на травке помытые коврики – такая картинка для Америки из области фантастики.

Количество автомобильных кладбищ-разборок – огромно. Конечно, при такой автомобилизации страны, приближающейся к единице на душу населения, когда-нибудь эти автосвалки покроют всю площадь Америки. Но! Каждая авто-рухлядь стоит на подставке (как наши колхозные коровы во времена великого голода). И, по мере возникновения надобности у какого-нибудь авто-старьевщика, доступ к авто-мощам всегда открыт. Проехав по Америке, могу заявить – автосвалки – проблема! Ну, нет у них под боком России, вывозящей этот хлам на свою территорию, как из европейских стран или Японии! Предложение значительно превышает спрос, а утилизацией заниматься, видимо, невыгодно.

Заправка по-американски рассчитана на удовлетворение минимальных потребностей не только автомобиля, но и водителя. Бегать к окошечку оператора не надо, можно самостоятельно разбавить свой бензин ослиной мочой (типа смешать 93 с 76, например) и помыть стекла. Здесь же туалет (не малые архитектурные формы без освещения и вентиляции, а вполне типичный благоустроенный американский туалет с кабинкой для колясочников), закусочная, автомат для льда (это один из наиболее популярных товаров в южных штатах), телефон.

НЕОБХОДИМОСТЬ иметь автомобиль, а то и не один, является очередным принудительным стандартом американского образа жизни, не оставляющего выбора. И зависимость американского автовладельца от своего железного коня добавляет ему уязвимости.

20.11.2013
В истории отечественной авиации было много талантливых личностей, изобретения и разработки которых навсегда перевернули самолетостроение не только в странах постсоветского пространства, но и во всем...
28.10.2013
В далеком 1948 году, 28 октября, была создана первая отечественная вертолетная эскадрилья, положившая начало военной авиации как таковой. С тех пор этот день является праздничным для всех тех, кто...