Личный автотранспорт в США: как это работает? Часть 1

24.04.2011

Не могли бы Вы рассказать нам о том, как в США решаются вопросы, связанные с личным автотранспортом: покупка, регистрация, обучение и допуск к управлению, периодический технический осмотр (сроки, объем, кто проводит, стоимость, гарантии, участие дорожной полиции), кому владелец может доверить управление, и как это оформляется, что и как подлежит страхованию, порядок наказания нарушителей правил дорожного движения, а также другие аспекты этой проблемы, которые, по Вашему мнению, могут быть интересны для россиян.

Вот такие вопросы меня попросили осветить, и в рамках статьи для «ШколыЖизни.ру» я постараюсь это сделать максимально полно.

Скажем, что рядовой американец сидит за рулем с 16 лет и до конца своей жизни. Америка не вся состоит из мегаполисов, а состоит она из огромного количества провинциальных городов и городков, где общественного транспорта нет. Человек вынужден обзаводиться транспортным средством и водить машину.

Не из любви к роскоши, а по жесткой необходимости.

Обзаводимся: как только машина выехала из ворот дилерской, она уже считается б.у. Машины 2011 года выпуска начали продавать уже с осени 2010 года. Сейчас, в декабре 2010 года можно купить нулевой автомобиль нынешнего года уже намного дешевле. Я объясняю это к тому, что все мы ищем машину подешевле и поновее. Вот в эти последние дни года у нас есть шанс.

Есть разные подходы: кто-то покупает только нулевые машины, кто-то берет б.у. с небольшим пробегом и с неистекшей заводской гарантией, а кто-то берет совсем хожалую. Мой друг берет только нулевые, убивает их за гарантийный срок и затем сдает в трейд на новую нулевку. Что он выигрывает: более дешевую страховку на новье, гарантийный ремонт и комфорт. А мой сын берет хожалые трех-четырехлетки вдвое дешевле нулевок, прикупает пару лет гарантии и ездит на машине до первых серьезных проблем. Что он выигрывает: значительную экономию денег. А это немаловажно. Кто-то берет совсем старье, зная, что там уже вся ходовая заменена на новье за срок службы. И эти правы, но у них цена страховки будет значительно выше.

Чем бы мы не руководствовались, купить машину не проблема. Идем на дилерскую и за пару часов приобретаем желаемый автомобиль. Они проверят вашу кредитную историю и, исходя из ее чистоты, предложат вам тот или иной процент финансирования. Обычно это от 3,5% до 10% сроком на 3 или 5 лет. Надо также внимательно следить за акциями производителей: иногда они предлагают вообще беспроцентное финансирование или невиданно низкий процент (1%-1.5%). Учитываем также местные налоги на продажу: в городе Чикаго у нас налог выливается в 10%, в уже в графстве Лейк в 15 милях от черты города налог намного ниже. Перескочите в штаты Индиану или Мичиган в получасе езды – там вообще налоги вполовину меньше.

Можно машину купить в собственность, а можно взять в лизинг сроком на 3-5 лет. Тогда вы не платите налога, а платите просто за «прокат», и по прошествии срока лизинга вы можете выкупить в собственность эту машину по ее номинальной стоимости на эту дату. Чем выгодно брать в лизинг? Если у вас свой бизнес, то вы списываете свои годовые налоги на прибыль на эту машину как на бизнесоборудование. Скажу по себе: нулевая Хонда-Аккорд, взятая мною в лизинг на 4 года, мне вообще ничего не стоила так как я списывала все годовые платежи за ее лизинг на свой бизнес.

Что плохого в такой схеме: вряд ли вы захотите оставлять себе четырехлетку и выкупать хоженую машину. Обычно вы при покупке машины отдаете дилеру свою старую машину и платите за новую покупку за минусом стоимости вашей старой. В случае с лизингом вам нечего сдать в трейд.

Иногда люди покупают машины напрямую от хозяина по газетным объявлениям. Это всегда намного дешевле, но такие машины не сертифицированы и могут стать предметом головной боли. На дилерской же вы даже совсем старенькую машинку купите с сертификатом, что означает, что все неисправности устранены и машина безопасна для пользования. Даже хорошо побитые старые машины дилер обязан починить, сделать кузовные, покрасить и привести в полный порядок. В США неизвестны случаи скручивания километража дилерами. Частник при прямой продаже тоже никогда этого не сделает, так как вы при покупке идете с ним к механику для детальной проверки машины.

Первая машина для ребенка обычно переходит от папы-мамы. Тут проблема: вы хотите, чтобы ваш ребенок ездил на надежной машине, но учитывая, что у салаг-водителей все же шанс аварийности выше, вы не хотите покупать ему новую нулевку. С другой стороны страховка на автомобиль для малолетки очень высокая, новье все же имеет меньшую стоимость страховки, чем хожалая машина. Дилемма.

А здесь я хочу сделать небольшое отступление: автомобиль малолетки как воспитательный фактор. Сколько я ни знаю людей, отдавших или купивших для ребенка машину, на свою страховку дети обычно зарабатывают сами. Иди подработай на каникулах, до или после школы, ночью потрудись, если ты хочешь иметь машину, то оплачивай сам ее страховку. Так поступают даже очень богатые люди. А американские подростки не стыдятся работать на подхвате, на самых непрестижных работах – уж очень хочется сесть за руль и получить немного прайвеси.

Машину мы купили, ок? Но вас не выпустят за ворота дилерской, пока вы ее не застрахуете. Страховку оформляете тут же по телефону. Есть разные страховые компании: где подешевле, там и покрытие ниже, а то и вовсе никакого. Есть хорошие компании как State Farm, Allstate, но там и дедактибл (изначальная ваша личная сумма оплаты ремонта, выше стоимости которой ремонт покрывает страховка: пример – вы оплачиваете первые 500 долларов из 4-х, скажем, тысяч стоимости ремонта) высокий и месячные платежи более высокие.

Страховка бывает односторонняя (компания покрывает только ремонт пострадавшей от вас машины) и двухсторонняя (покрываются обе стороны коллизии). Односторонние страховки покупают на убитые старые машины. Страховая стоимость машины определяется по так называемой Синей Книге – там прописано, сколько на эту дату стоит машина такой-то марки такого-то года – плюс-минус внешний вид и состояние.

Никаких регистраций автотранспорта в США нет. Единственным документом на новую машину является ваша страховка на нее, а на выплаченную банку машину так называемый титул, где сказано, что машина выплачена полностью и принадлежит вам.

Нет в США и никаких техосмотров. За исключением теста на эмиссию раз в 4 года. Тест занимает несколько минут. Никаких остановок за внешний вид машины полиция не производит. Если уж вас остановили за нарушение правил, то заодно впаяют штраф за, допустим, неработающий поворотник или габарит. Вообще манеры останавливать машины в Америке нет. Только за дело – нарушил, поймали, тогда уж попался. Тебе велят съехать на обочину, причем ни в коем случае нельзя выходить из машины или делать резкие движения внутри машины – можно схлопотать пулю.

Сидим. Читаем дальше...

20.11.2013
В истории отечественной авиации было много талантливых личностей, изобретения и разработки которых навсегда перевернули самолетостроение не только в странах постсоветского пространства, но и во всем...
28.10.2013
В далеком 1948 году, 28 октября, была создана первая отечественная вертолетная эскадрилья, положившая начало военной авиации как таковой. С тех пор этот день является праздничным для всех тех, кто...