Что такое водительское мастерство? Часть 2

14.07.2011

На заднем стекле машины увидел наклейку: «Не думай за рулём!». Её водитель думал, наверное, что это очень смешно. Зря он так думал! За рулём действительно думать вредно. По крайней мере, о процессе вождения.

Наклейка-то права!

Разберёмся по порядку.

Мастерство , -а, ср. 1. Ремесло, ремесленное занятие. Обучаться мастерству. 2. Высокое искусство в какой-н. области. Педагогическое м. Делать что-н. с большим мастерством. Так написано в словаре Ожегова. То есть мастерство – одновременно и ремесло, и высокое искусство.

Что это означает?

Где-то прочитал про актёрское мастерство: Если у актёра 10 штампов – он плохой актёр. Если 100 – хороший. Если 1000 – гениальный. За конкретные цифры не ручаюсь, но смысл такой.

А штамп – готовый образец, трафарет, которому слепо следуют. Этим азам ремесла и учат в любой профессии. Человек не должен задумываться, как произвести отдельную элементарную профессиональную операцию. Он должен получить результат в целом. И только тогда ремесло становится искусством. А в сумме – мастерством.

Азы ремесла будущим водителям дают в автошколе. Заучивают правила, отрабатывают отдельные элементы управления автомобилем. Через пару месяцев он становится водителем, но пока плохим. Хотя у каждого свои способности. То же самое происходит, например, в балетной школе. Заучиваются и отрабатываются отдельные элементы танца. И в течение гораздо большего времени.

В дальнейшем каждый человек набирает и дальше элементы своего ремесла. С ростом их числа возникает уже проблема их сочетаемости. У артиста для выражения образа, а у водителя – для безопасного передвижения. Чем выше мастерство – тем меньше приходится думать и лучше результат.

Вспомните притчу о сороконожке. Когда её спросили, в каком порядке она передвигает ноги, она задумалась и не смогла сдвинуться с места.

Актёру легче, чем водителю. Его партнёры тоже действуют, как задумал когда-то режиссер.

А процесс вождения некоторые сравнивают с шахматной партией. Ситуация всё время меняется, и надо всё время просчитывать наперёд возможные действия других водителей и свои. Это тоже неправильно. Каждая шахматная фигура подчиняется общей стратегии шахматиста, а каждый отдельный водитель преследует только свою конечную цель. И их больше, чем шахматных фигур. Что-то просчитывать – бесполезно!

Хороший водитель движется к своей цели, подчиняясь правилам дорожного движения, но не думая об их отдельных элементах, как и отдельных элементах управления автомобилем.

Да, нужно при этом следить и за светофорами, и даже не только ближайшими впереди. За сигналами и поведением других водителей, особенно странно себя ведущими. Указателями и разметкой, если дорога незнакомая.

Но реагировать на всё это нужно машинально – в меру имеющихся элементов ремесла и достигнутого искусства их применения.

А совершенствованию в любом деле – нет предела.

Еще важнее машинально действовать при возникшей неожиданно критической ситуации, о чём я уже писал в первой части статьи о водительском мастерстве.

Приятной и безопасной вам езды!

20.11.2013
В истории отечественной авиации было много талантливых личностей, изобретения и разработки которых навсегда перевернули самолетостроение не только в странах постсоветского пространства, но и во всем...
28.10.2013
В далеком 1948 году, 28 октября, была создана первая отечественная вертолетная эскадрилья, положившая начало военной авиации как таковой. С тех пор этот день является праздничным для всех тех, кто...