Автостраховка: как не остаться без денег?

11.12.2011

Реклама страховых компаний – на каждом углу. И все страховики такие надежные, честные, порядочные, так быстро и добровольно расстаются с деньгами в пользу страхователя – если верить все той же рекламе. Можно застраховаться от любых несчастий и жить припеваючи. И даже если эти несчастья произойдут – предусмотрительные пострадавшие, благодаря страховой компании, возместят все убытки и, возможно, еще и обогатятся.

На деле обычно бывает наоборот. Получение денег по договору страхования или полису практически всегда отнимает много времени, нервов и сил – даже если договор составлен правильно и страховой случай оформлен и зарегистрирован в соответствующих инстанциях.

Кроме того, так как клиентам обычно предлагают стандартный договор, а юридически подкованные клиенты, которые могут предложить более выгодный для себя договор или изменить некоторые формулировки, напечатанные мелким шрифтом (мелкий шрифт – это самое интересное), встречаются не каждый день, то страховые компании часто уже в договоре предусматривают для себя возможности и лазейки для частичной выплаты страховой суммы или полного отказа от возмещения убытков.

Один из самых распространенных видов страхования – автострахование. Для того, чтобы при наступлении страхового случая (ДТП) можно было получить страховку без лишних проволочек, достаточно соблюдать несколько простых правил.

1. Сразу после аварии и вызова ГАИ необходимо известить страховиков. Конечно, в этот момент и других проблем хватает. Но если вы добьетесь выплаты страховой суммы – ваши будущие проблемы заметно уменьшатся. Обычно в каждом договоре прописан срок, не позже которого водитель извещает страховую компанию о ДТП, и его нельзя нарушать без уважительной причины. Причиной, по которой вам «простят» несообщение об аварии, может быть только ваше тяжелое состояние и попадание в больницу. Или смерть. Причина «у меня было так много дел и я не успел» не принимается.

Если вы звоните в страховую компанию, чтобы сообщить о ДТП, а вам отвечают, что они сами все сделают, сроки не важны и вам не надо приезжать – не стоит расслабляться. Потом может оказаться, что ваш звонок нигде официально не зарегистрирован и сроки вы уже пропустили. Поэтому, если вы должны приехать к страховикам и написать заявление или отправить им письмо, то обязательно заказное (при получении такого письма получатель обязан расписаться, а в фирме письмо будет зарегистрировано в журнале входящих документов).

2. Если вы правы – вызывайте ГАИ (если вы не правы, то, скорее всего, вы в любом случае ничего не получите – это прописано в договоре, такие вещи надо уточнить заранее). Если вы позвонили страховикам, а они говорят, что вмятины и царапины – это ерунда и они заплатят в любом случае, будьте осторожны. Такое возмещение ущерба, в лучшем случае, не будет превышать 5-10 % от суммы страхования. Опять же, прочитайте внимательно договор. В худшем случае, вам могут вообще ничего не заплатить, ссылаясь на отсутствие подтверждающих документов из ГАИ.

3. До приезда ГАИ не сдвигайте машины с места – даже если это препятствует проезду транспорта и ухудшает обстановку на дороге. Лучше услышать, что о вас думают проезжающие мимо водители, чем остаться без страховки. Если к приезду инспекторов ваши машины будут мирно стоять где-то на обочине, то убедить их в том, что вы – джентльмены и не хотели мешать людям ездить, а все расстояния сами измерили или запомнили, где стояли машины, будет очень сложно. И они могут подозревать, что вы умышленно пытаетесь исказить картину происшествия. А это уже повод для отказа в выплате возмещения за аварию.

В теории, если пострадали только машины, а не люди, и все участники полюбовно договорились – можно самим составить схему ДТП, всем участникам расписаться на ней и освободить проезжую часть (дождаться автоинспекции или самим подъехать к ним). Сотрудникам ГАИ, может, и все равно, а вот страховую компанию вам убедить в своей правоте будет очень сложно. Во всяком случае, среди моих знакомых таких счастливчиков, обладающих ораторским искусством в той степени, чтобы убедить юристов страховой компании, не оказалось. А ситуация под названием «умышленные действия клиента» обычно прописана в договоре и заканчивается невыплатой страхового платежа.

4. Если вам все еще предлагают договориться полюбовно и даже предлагают возместить ущерб, лишь бы вы сразу написали расписку об отказе от претензий к другой стороне и разъехались по своим делам – сто раз подумайте. Вам могут сказать, что рихтовка и покраска бампера и двери обойдется в 200 у.е., вам могут даже на месте отдать эти деньги, а приехав на СТО вы узнаете, что 500 у.е. – это минимальная цена за ремонт. С юридической точки зрения, такая расписка не имеет силы, а вот то, что вы сдвинули машины с места или вообще уехали с места происшествия – отягощающий фактор.

5. Внимательно прочитайте протокол, составленный автоинспекцией. Если вы не согласны – укажите это на обратной стороне протокола (но никак не на отдельном листе – а то будете потом доказывать, что этот листик вообще существовал). Если вы не согласны со схемой ДТП и расстояниями, указанными на ней – вы имеете право не подписывать протокол вообще. Идти на открытый конфликт с автоинспекцией – себе дороже.

Лучше вызвать аварийного комиссара. Причем независимого и желательно того, кто уже работал с кем-то из ваших знакомых. Полагаться на бесплатные объявления в газетах не стоит – это может дорого обойтись. Опять же, аварийщика лучше присмотреть заранее. Тем более не стоит полагаться на сотрудника страховой фирмы – ведь он заинтересован не в том, как бы выплатить вам максимальную сумму, а в том, как ее преуменьшить. Аварийного комиссара можно вызвать и до приезда ГАИ – он зафиксирует место происшествия и постарается, чтоб автоинспекция приехала быстрее.

6. Не отказывайтесь от медицинского освидетельствования.Конечно, вы имеете право от него отказаться, но на суде (если до этого дойдет) и в страховой компании это может свидетельствовать не в вашу пользу.

Удачи! И пусть эта статья вам не пригодится.

20.11.2013
В истории отечественной авиации было много талантливых личностей, изобретения и разработки которых навсегда перевернули самолетостроение не только в странах постсоветского пространства, но и во всем...
28.10.2013
В далеком 1948 году, 28 октября, была создана первая отечественная вертолетная эскадрилья, положившая начало военной авиации как таковой. С тех пор этот день является праздничным для всех тех, кто...